Храм в честь Воскресения Христова - Строительная история храма
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Нижегородская епархия II Нижегородское благочинье

Храм в честь Воскресения Христова

Строительная история храма

 

  

 

 

На сегодняшний день, автор первоначального проекта храма не установлен. Известны некоторые жертвователи, на чьи средства выстроена Воскресенская церковь.  Их имена упоминаются в статьях и хроникальных заметках, публиковавшихся в номерах «Нижегородских Епархиальных Ведомостей».

Строительство церкви велось достаточно быстро для своего времени. Закладка храма проводилась  6-го  мая 1884-го года, а  уже 2  июня  1886-го  года  состоялось  освящение  главного  престола  во  имя  Воскресения  Христова  и  южного  придела  во  имя  св.  апостола  Иоанна  Богослова.  К сожалению, в нижегородских изданиях того времени, этому периоду строительства церкви уделено мало внимания.  Новый  храм, выросший в Ямской слободе  на высоком берегу окского откоса и ставший достойным украшением этой части города, привлек к себе внимание со стороны общественности и  прессы чуть позднее. 

13 мая 1887-го года состоялось  освящение  придела  во  имя  святителя  Николая Мир Ликийских чудотворца  и  св.  мученика  Александра  Римского, приуроченное к третьей годовщине закладки храма, устроенной в свою очередь в день исполнившегося 6 мая 1884 года совершеннолетия наследника цесаревича – будущего императора Николая II

Торжество освящения придела подробно описано в июньском номере «Нижегородских Епархиальных Ведомостей» за 1887 год, и  зафиксировано на фотографии, выполненной А. О. Карелиным . 

Воскресенская церковь была выстроена в традициях  русского стиля, в «кирпичном» его варианте. Фасады и их убранство (наличники окон, карнизы с аркатурными поясами, рельефные кресты на стенах) выполненные применением фасонного кирпича имели открытую кладку с расшивкой швов. Исключение составляли горизонтальные ряды белых (белокаменных или оштукатуренных и побеленных) кокошников на венчающем фризе центрального барабана и колокольни, а также фигурные кресты над проемами ярусов звона. Эти детали, красиво контрастировали с краснокирпичными стенами, не нарушая при этом общей монументальности, и одновременно подчеркивая высотные габариты церкви. Кордон цоколя был выполнен из цементных блоков.

Планировка храма состояла из четверика, с примыкающей к нему вплотную колокольней с боковыми палатками, и полукруглой алтарной абсиды. Четырехстолпный, трехнефный, четверик, в основе которого заложена крестово-купольная система, завершался мощным световым барабаном опоясанным колончатой аркатурой с несколько приземистой главой. С севера и юга фасады имели трехчастное деление с раскрепованным центральным пряслом, завершенным массивной закомарой. Здесь акцентом служило тройное окно, повышенное относительно боковых, сдвоенных окон. Очень выразителен восточный фасад алтаря – он оформлен порталом, в котором размещалась живописная композиция, завершен большим кокошником с высоким антаблементом на сдвоенных полуколоннах. С особым изяществом выполнены детали – базы и капители, сложенные из фигурного кирпича. Молельный зал перекрыт системой коробовых с распалубками и крестовых сводов.

Колокольня была в три яруса, первый - четвериковый, второй  - восьмериковый и третий - круглый в плане. Ярусы прорезаны арками с кокошниками и щипцами (на втором ярусе) и оформлены сдвоенными полуколоннами (на третьем). В решении некоторых частей (в арках третьего яруса, в полукуполах приколоколенных палаток) прослеживаются византийские мотивы, что является, в некоторой степени, новаторством  неизвестного нам архитектора.

Главный четырехъярусный иконостас был богато украшен вызолоченной резьбой в русском стиле. Убранство интерьеров церкви вообще производит целостное впечатление: гармонично соседствуют в нем иконостас, киоты, настенная роспись.

 

В таком виде храм просуществовал до рубежа XIX XX вв., но возраставшее число прихожан побудило настоятеля увеличить здание церкви. В 1900-м году был утвержден «Проект пристройки к церкви во имя Воскресения  Христова   при  соединении   Архангельской и 3-й Ямской улиц в г. Нижнем Новгороде».  На чертежах представлены планы и фасады существовавшего  храма, с нанесенными «поверх» красной тушью новыми планами и фасадами. Проект был выполнен известным нижегородским архитектором Владимиром Максимовичем Лемке. По замыслу автора с севера,  юга и запада храм обстраивался новыми объёмами. Лемке (отдадим ему должное) деликатно обошелся с реконструируемым зданием в плане сохранения его архитектурного облика и проявил себя как отменный стилизатор. Вновь возводимые фасады он завершил тремя закомарами - большими по краям и малой, трехчастной - в центре. Пристрои снаружи в точности дублировали  форму, декорацию и отделку предыдущих стен, оставляя храм столь же узнаваемым, как и до расширения. Помещения новых нефов перекрывались коробовыми сводами с распалубками. Над венчающими карнизами продольного восточного нефа, с севера и юга, были построены кирпичные иконницы с щипцовым верхом, гармонично дополнившие фасадное убранство. Незатронутыми новоделом остались завершения - центральный барабан и верхние ярусы колокольни, а также восточный фасад.  На западном фасаде запроектированный В.М. Лемке нартекс не был закончен, о чем свидетельствуют обмеры 1926 года; вместо него к колокольне были пристроены помещения на половину высоты основной части церкви.

В том же 1900-м году на храме уже велись работы по закладке новых фундаментов. Об этом свидетельствует описание посещения Нижегородским Епископом Назарием Воскресенской церкви весной 1901 года и осмотра производимых строительных работ. Очевидно, после завершения реконструкции, то есть, предположительно, в 1902 году фасады храма, до этого краснокирпичные, были побелены.

В 1903-м году в России проводились торжества по случаю прославления в лике святых Серафима Саровского. По всей стране строились новые храмы и часовни, освященные в честь преподобного. В Воскресенском храме, в южном нефе Серафиму Саровскому был посвящен придел, для которого специально возвели с юго-восточной стороны алтарный пристрой, освященный в 1905 году.  После этого капитального строительства на храме более не велось.

Последующая история Воскресенской церкви схожа с судьбами многих церквей России, изменившимися после 1917 года.

В январе 1930 года  в Нижегородский  (Горьковский)  краевой  Совет  рабочих  крестьянских  и  красноармейских  депутатов и его  исполнительной  комиссии поступила  «жалоба о закрытии  церкви  Воскресения  в  Нижнем  Новгороде», направленная рабочими завода «Труд». Рассмотрев «жалобу», в инстанции Адмуправления Нижегородского края в течение месяца было принято решение о закрытии храма и передаче его под клуб.

По свидетельствам нижегородцев, проживавших на Ямских улицах, в начале Великой Отечественной войны в стенах храма разместился хлебозавод, просуществовавший там до середины 1990-х гг.

В 1999 году храм был возвращен Нижегородской Епархии. С этого времени начались восстановительные работы, и возобновилась приходская жизнь.

 

По материалам:

 


Коваль, В.В.,  Вандышев, Е.Н. Краткая историческая справка по истории строительства храма во имя Воскресения Христова в г. Нижнем Новгороде по улице Шевченко, 1-а: научное  дополнение к проекту реставрации церкви.